«Баядера» – одна из наиболее известных оперетт Кальмана, впервые увидевшая свет рампы в 1921 году в Вене и своим появлением обязанная европейской моде на все экзотическое, в частности, индийское. Музыка оперетты сочетает восточные мотивы с современными автору танцевальными мелодиями: вальс-бостон, фокстрот, джаз, шимми и другими. Либретто к оперетте написали Й. Браммер и А. Грюнвальд. С неё началось их плодотворное сотрудничество с Кальманом, в результате которого было совместно выпущено в свет 5 оперетт. Премьера «Баядеры» состоялась в венском «Карлтеатре» 13 декабря 1921 года. Оперетта имела большой успех, и с тех пор музыкальные театры мира почитают за честь, чтобы их афишу украшало такое звездное название, как «Баядера». В СССР «Баядера» была впервые поставлена в марте 1923 года Московским театром оперетты.

Для нашего, Волгоградского музыкального театра, история которого насчитывается более 80 лет, новая постановка «Баядеры» является уже третий по счету. Впервые, в Сталинградском театре музыкальной комедии «Баядера» была поставлена ещё в 30-е годы, а потом на долгие годы исчезла из афиши и вернулась в репертуар театра только к концу 80-х. Вторая её постановка состоялась на сцене нашего театра в 1987 году. В той постановке в роли Одетты блистали наши незабываемые примадонны Алла Гончарова, Наталья Данилина, Татьяна Тесля, Валентина Лазарева, наши герои Валентин Вжесинский, Геннадий Семёнов и многие другие корифеи театра. Спектакль шёл на сцене театра до 2003 года. И вот, спустя 13 лет, -– новое обращение к блистательной классике жанра, оперетте «Баядера».

Краткое содержание оперетты «Баядера»: Париж, начало 20-х годов XX века, восточный принц Раджами влюбляется в примадонну Парижского театра Одетты Даримонд. Но закон страны запрещает жениться представителю королевской крови на иностранке... По законам лёгкого жанра, несмотря на неожиданные повороты сюжета, все закончится хэппи-эндом, но поволноваться публике всё-таки придется. Ведь счастье так хрупко, и очень часто за него надо бороться. Несмотря на все жизненные коллизии героев, размолвки и расставания, оперетта обязательно приведёт нас к счастливому финалу.

В главной партии – ведущие солистки театра – Наталья Мещерякова и Светлана Османова, в партии Раджами – Роман Байлов и Алексей Гриченюк. Немало радости доставят публике и исполнители других центральных ролей: Надежда Сытина, Валерия Головкина, Виктория Миллер (Мариэтта), Александр Кутявин и Максим Сытин (Наполеон Сен Клош), Андрей Жданов, Леонид Маркин, Игорь Шумский (Филипп), заслуженные артисты России Владимир Колявкин и Игорь Третьяков (Пимпринетти), заслуженный артист России Михаил Королёв и Эльдар Маградзе (Умфир). В этой оперетте нет ни одной «проходной», незначительной роли. «Баядера» перенесёт зрителей из города в другой мир. Чарующие мелодии Имре Кальмана погружают в мир Востока, где сливаются реальность и мечта, пряные ароматы орхидеи и колкость осуждений, очарование любви и будничность окружающего мира, волшебные превращения и неожиданные сюрпризы.

Спектакль наполнен движением. В новой постановке много танцев (балетмейстер-постановщик Елена Щербакова). Из прежней постановки в новом спектакле останется «Восточная сюита» в хореографии заслуженного деятеля искусств Константина Ставского, выдающегося мастера и незабвенного главного балетмейстера театра. Именно так, как он её в своё время и задумывал. Это тоже нестареющая классика. Елена Щербакова с артистами балета восстанавливают хореографию Ставского в сюите и взорам публики предстанут возобновлённые балетные номера: «Танец огня», «Змея», адажио «Цветок Лотоса».

Режиссерская концепция премьерной «Баядеры» – максимальное приближение к классическому первоисточнику.

– Сюжет оперетты разворачивается в начале 20-х годов XX века, и зритель здесь не встретит вещей, предметов и явлений, характерных для нашего времени, – говорит режиссер-постановщик оперетты «Баядера» Александр Кутявин. – Нет, мы не уйдем в современность и эклектику – я не сторонник такого подхода. «Баядера» – это классика оперетты, и таковой она и останется. У нас будет максимально аутентичное произведение, приближенное к первоисточнику.

Оперетта «Баядера», по своему визуальному решению, за которое отвечают главный художник театра Ирина Елистратова (костюмы) и художник-сценограф Алексей Михальчёв (декорации), будет яркой, нарядной, костюмированной постановкой – в общем, будет, где отдохнуть и на что полюбоваться зрителям-эстетам.

Продолжительность спектакля – 3 часа (с двумя антрактами) 

Музыка Имре Кальмана
Либретто Й. Браммера и А. Грюнвальда
Русский текст Р. Тихомирова и С. Фогельсона