Помнишь ли ты?

Вальс, чардаш и лезгинка, смокинги и бальные платья, блестки, перья, вуали, бравурные аккорды оркестра – все как полагается, было на гала-концерте в честь 80-летия Волгоградского музыкального театра. И даже больше.

Ностальгия по музкомедии

Звучали оперные арии со всеми благополучно взятыми верхними нотами. Пируэты и арабески балета срывали аплодисменты. Как шампанское, искрилась оперетта с ее хрестоматийными репризами, каламбурами, обязательным канканом.

Театр-юбиляр превосходно показал «классику жанра», в которую заново влюблялась публика старшего поколения, в молодости знавшая наизусть все шутки Фалька, реплики Сильвы и тост графа Орловского.

Был тут и веселый капустнический выход «цыганского табора» в исполнении солистов и мужского хора. И вручение непременных грамот, сопровождаемое шутливым вопросом, остались ли в коллективе люди, не имеющие звания заслуженных артистов.

Ведущие концерта с легкой ностальгией напомнили всем про дождливый ноябрьский день 1932 года, когда с премьеры оперетты Стрельникова «Холопка» все началось. Занавес тогда поднялся в старинном особняке «Конкордии» на берегу Царицы. И билетов ведь было не достать.

С тех пор театр осуществил почти 400 постановок и дал более 200 гастролей.

В войну погибли его здание и реквизит. Сталинградский театр оперетты пережил вместе со всем городом страшную бомбардировку. После разгрома фашистов на Волге труппа в полном составе вернулась в родной город из эвакуации. Оперетта была главным «антидепрессантом» для земляков в разрушенном Сталинграде. Спектакли играли в нетопленном клубе ФЗУ знаменитого тракторного завода, но в зале всегда было битком народа, не снимавшего шуб и валенок.

Дом на набережной

В 1952 году театр обрел свой постоянный дом на набережной и… всесоюзную славу. В 60-70-е его называли лабораторией советской оперетты. В этот золотой век с театром активно сотрудничали лучшие композиторы страны Листов, Соловьев-Седой, Семенов, Цабадзе, Минх. Здесь, например, впервые увидел свет легендарный спектакль «Севастопольский вальс». Первый исполнитель роли капитана Аверина заслуженный артист России Геннадий Славинский одним своим появлением на юбилейной сцене вызвал овацию, а уж когда запел...

Аплодировали и когда на старой черно-белой пленке появились незабвенные Тамара Папина и Юрий Чернов…

За постановку оперетты «Мелодия снежных гор» театр в 1972 году получил Государственную премию СССР. Но за расцветом пришел кризис, и в 90-е на долгие пять лет театр закрывался на ремонт, кочуя по чужим площадкам.

В последние полтора десятка лет в его афише появились опера и балет. С этапной постановкой вердиевской «Травиаты» старая «музкомедия» обрела статус музыкального театра.

Что, кроме классики жанра?

Интрига сохраняется – куда сегодня его ведут директор Дмитрий Асеев, главный режиссер Александр Кутявин, главный дирижер Анатолий Смирнов? Не услышим ли в ближайшем будущем «Кошки» или «Чикаго», или другой какой мюзикл с современными аранжировками? Уже пора…

На гала-концерте, участники которого выложились как на самой важной и решающей премьере, было очевидно, что силы для этого у театра есть.

Поклонники от души приветствовали своих любимцев Ладу Семенову, Анну Стрельбицкую, Наталью Мещерякову, Татьяну Жданову, Ирину Вайзбулат, Романа Байлова, Андрея Жданова, Владимира Колявкина, Игоря Шумского, Леонида Маркина, Максима Сытина, мэтров – Мадину Галимханову, Аллу Гончарову, Людмилу Путиловскую, Нину Рыковскую, Михаила Королева, Игоря Третьякова. Да и молодежь не подкачала - стройные, пластичные, с прекрасными данными пришли в театр ребята. Дебютант музыкальной сцены Александр Кутявин (младший), исполнивший дуэт с артисткой театра Еленой Кобликовой был тому наглядным подтверждением.

Сцены самых известных спектаклей от «Свадьбы в Малиновке» до «Вестсайдской истории», хороший конферанс, энергетика неувядающей музыки, роскошные костюмы, а к декорациям «в стиле ампир» добавился богатый видеоряд – проекции на задник сцены. Короче говоря, зрители расходились под впечатлением зрелищного юбилейного шоу. И в один голос говорили об артистах, занятых в эффектном дивертисменте: «Надо же, как танцуют, какие голоса. Все молодцы – и «старички», и молодежь!» Пусть вокал был «подзвучен» микрофонами, это совсем не омрачало зрительской эйфории.

Юлия Гречухина
Фото: Александр Фолиев