«Умеет смотреть сквозь туман…»

Теперь уж вряд ли кто вспомнит тот ноябрьский день 1932 года, когда в старинном здании «Конкордии» состоялось первое представление нового театра – Сталинградской музкомедии. Давали оперетту Н. Стрельникова «Холопка» – музыкальный рассказ о судьбе крепостной актрисы. На сцену вышла труппа в полном составе и режиссёр спектакля А.П. Елисаветский.

Первый же сезон дал зрителю тринадцать премьер и завершился триумфальными гастролями в Москве, Киеве, Харькове. Так начиналась история старейшего на Волге музыкального театра.

Потом были война и эвакуация в Омск, возвращение в родной город, работа на разных площадках, наконец, переселение в новое здание над Волгой. В 1972 году – Государственная премия СССР за постановку оперетты Г. Цабадзе «Мелодия снежных гор». В 1995 году – статус музыкального театра.

И всегда – новые постановки, яркие имена, признание зрителей, награды, конкурсы, фестивали, гастроли.

Ныне в такой же ноябрьский день 85-летний юбиляр, как всегда, радушно встречал своего зрителя. Встречал вернисажем портретов любимых артистов, выставкой костюмов, в которых когда-либо выходили на сцену герои спектаклей, макетами декораций. Разумеется, представить в одной экспозиции всю богатую историю театра невозможно, но она сохраняется в книгах, отзывах зрителей и воспоминаниях артистов, публикациях. Завершившийся юбилейный сезон, вопреки многим вполне прозаическим трудностям и препонам, внёс в биографию театра незабываемые, яркие, полные романтики страницы.

Посвящённый празднику гала-концерт, состоявшийся в прошлом ноябре, прошёл при полном аншлаге. Гаснет свет, и вот они, первые звуки слышанной тысячу раз увертюры к «Летучей мыши». Зал замер в восторженном ожидании. Открывается занавес – на сцене герой той же оперетты «Холопка» граф Никита в исполнении Леонида Маркина. Потом искромётные мелодии Ю. Милютина из комедии «Цирк зажигает огни», «Сорочинской ярмарки» А. Рябова, «Мелодии снежных гор» Г. Цабадзе. И конечно, сцена из ставшего легендой для волгоградского театра «Севастопольского вальса» К. Листова.

Песню капитана Аверина (в который раз!) исполняет ветеран театра, заслуженный артист России Геннадий Славинский. Один только выход его на сцену – и шквал аплодисментов!

О море Чёрное, родное,
Я, как мальчишка, встрече рад!

Он исполнял эту партию ещё в 1962 году, когда оперетта ставилась впервые, при участии самих авторов музыки и либретто Константина Листова и Елены Гальпериной. Они-то и доверили роль капитана Аверина 25-летнему красавцу, обладателю сильного лирического баритона Геннадию Славинскому. В прошлом году мастер отметил своё 80-летие и 55-летие служения музыкальному театру Волгограда.

С тех пор партию главного героя в «Севастопольском вальсе» исполняли многие вокалисты. Один из них – Геннадий Шумский, который пел Аверина ещё в 1987 году на сцене Ташкентского музыкального театра. В юбилейном сезоне один из спектаклей оперетты был посвящён памяти артиста, а роль капитана исполнил его сын и продолжатель традиции Игорь Шумский. Вспоминая об отце, он сказал: «Эта тема всегда была близка ему. Некоторое время он жил в Крыму, его родной брат, капитан II ранга, служил на флоте. И я рад, что мне представилась возможность исполнить любимую роль моего отца в его честь».

Кстати, концерты, не только юбилейные, но и сборные, бенефисные, тематические и даже концерты театрального оркестра, стали замечательной традицией. Ставят их часто сами артисты, выступая в роли режиссёров. Вспоминается концерт «Разговор со счастьем», посвящённый Международному женскому дню и поставленный Андреем Ждановым. Прозвучали произведения из любимых кинофильмов: «Весна», «Девчата», «Высота», «Карнавальная ночь», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза» и других. Причём, режиссёру удалось объединить все номера, эти мелодичные и душевные песни, единой сюжетной линией.

Праздничными концертами закрывались и открывались прошедший и нынешний сезоны. Были показаны фрагменты не только ныне идущих на сцене театра спектаклей, но и сцены из других известных оперетт и музыкальных комедий. Большой концерт открывал 86-й сезон. По замыслу режиссёра Владимира Колявкина, это был бал, на который съехались персонажи «Летучей мыши», «Марицы», «Весёлой вдовы», «Короля скрипачей», другие герои любимых оперетт. Концерт вели сами актёры, изобретательно связывая один номер с другим. К радости зрителей, участники предстали в разнообразных, не виденных прежде костюмах – национальных австро-венгерских, цыганских, восточных.

Как яркие страницы творческой биографии Волгоградского музыкального театра вспоминаются бенефисы последних сезонов. Сам по себе бенефис – свидетельство того, что в труппе есть непревзойдённые таланты, большие мастера, настоящие музыканты, украшающие сцену именно этого театра. Бенефисы ведущих вокалистов Романа Байлова, Леонида Маркина, Светланы Османовой, Игоря Третьякова и, конечно, главного дирижёра Вадима Венедиктова прошли при полном зале и, как всегда, восторженно принимались публикой.

Двадцатилетию творческой деятельности был посвящён состоявшийся в мае прошлого года бенефис примадонны театра Натальи Мещеряковой. Обладательница редкого голоса – колоратурного сопрано, она лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, профессор кафедры вокала Волгоградского института искусств и культуры. В творческом багаже исполнительницы – успешные гастроли во многих городах России и на европейских сценах. Как вокалистке Наталье Мещеряковой подвластны не только самые сложные партии мирового сопранового репертуара, но и роли в современных мюзиклах и шоу – например, романс «Дым» из мюзикла Дж. Керна «Роберта» или дуэт Кристины и Призрака из романтической мелодрамы Э-Л Уэббера «Призрак оперы» в дуэте с Романом Байловым.

Кстати, о мюзиклах. Этот жанр всё чаще можно встретить в афише волгоградского театра, и зрители, даже самые искушённые театральные гурманы, охотно принимают новые постановки, пусть и не характерные для привычного прежде репертуара. Главный режиссёр Александр Кутявин рассказывает: «Лет пять назад мы с Юрием Ильиновым, который тогда дирижировал оркестром нашего театра, задумались, как сделать репертуар более современным, понятным молодому поколению зрителей. Так родилась идея Мюзикл-шоу, объединившего сцены из лучших зарубежных и отечественных мюзиклов. Премьера шоу-программы состоялась три года назад, имела большой успех и заняла достойное место в репертуаре. Последующие постановки тоже проходили при неизменных аншлагах. Главное то, что в нынешней труппе театра немало артистов, которые могут петь и в мюзиклах: они владеют и академическим вокалом, и исполнением, близким к эстрадному».

Несомненным успехом театра, можно сказать, украшением юбилейного сезона стал мюзикл Кима Брейтбурга «Дубровский» – лирическая любовная история, созданная классиком и воплощённая в современных ритмах. В музыке органично переплетаются песенные мотивы и рок, намекая на то, что зрителю любого времени могут быть понятны и близки переживания героев позапрошлого столетия, перипетии их судеб.

И живая музыка оркестра под руководством дирижёра-постановщика Никиты Удочкина, и сценическое пространство, оригинально преображённое Алексеем Михальчёвым, и одежды господ и простолюдинов, созданные Ириной Елистратовой – всё естественно отражает дух времени и смотрится вполне оправданно.

Стремясь закрепить успех, мюзикл, феерично взлетевший на сцену волгоградского театра, продолжает своё шествие. В том же сезоне состоялась ещё одна премьера – «Обыкновенное чудо» на музыку Геннадия Гладкова по пьесе Евгения Шварца. Волшебная, философская сказка о любви, знакомые, трогательные мелодии, создающие настроение радости, веры в лучшее. Почти год спектакль значится в афише театра, а зрители по-прежнему с воодушевлением идут на него, чтобы в который раз испытать это незабываемое ощущение – ожидание чуда.

Как оказывается, и это не всё. Ещё одна премьера состоялась в начале нынешнего сезона и была, конечно, приурочена к 85-летию театра. И опять мюзикл! Музыка Максима Дунаевского, стихи Михаила Бартенева и Андрея Усачёва – «Алые паруса». Идея тоже родилась давно. Как рассказывает постановщик Александр Кутявин, «мы задумали постановку «Алых парусов» ещё в 2012 году. Я специально ездил в Свердловский театр музыкальной комедии, где этот спектакль уже шёл, видел его и в Москве: там он был представлен известным Новосибирским театром «Красный факел». Постановки понравились, но ни одну из них повторять на нашей сцене не хотелось. По разным причинам. Сначала мы думали, что мюзикл «Алые паруса» – это именно музыкальное прочтение повести Грина, такая лирическая сказка-феерия, которую можно выразить музыкальными средствами и поставить как оперетту. Но, как выяснилось, авторы либретто отошли от первоначального литературного материала, используя лишь вариант «по мотивам».

История получилась даже жёсткая – там есть и смерть, и убийство, и весьма современный взгляд на любовь. Интерпретация происходящих событий очень приближена к современности. По существу, всё очень напоминает нашу сегодняшнюю жизнь в каких-то её проявлениях: в маленьком портовом городке, где живёт Ассоль, сером, бесприютном, процветает пьянство. Обстановка начисто лишена романтической окраски. Действие начинается с таверны: из окна видно море, на столах – кружки с пивом. Словом, «пена да вода, пена да вода» – вот она, реальная действительность обитателей рыбацкого посёлка. Но молодёжь пытается вырваться из этой непроглядности в какую-то другую жизнь, более светлую. А кто-то даже мечтает об алых парусах».

…На несколько мгновений появляется на сцене жена моряка Мэри – несчастная и беззащитная, с новорожденной дочкой на руках. Жестокая, бездумная толпа доводит женщину до смерти. В исполнении Светланы Османовой образ получился очень трогательным.

Не менее щемящее чувство вызывает и сцена с юной, двенадцатилетней Ассоль. Нет, не сама она придумала эту сказку-мечту об алых парусах – её подсказал бродячий волшебник и философ Эгль. Есть такой необычный, удивительный персонаж в этой истории, он всегда появляется в самый нужный момент, умеет утешить, дать надежду, подарить мечту:

Через горы обид,
Через море невзгод
Он к тебе прилетит,
Он к тебе приплывёт!

Эгль в исполнении Романа Байлова сквозь весь сюжет несёт свою непоколебимую уверенность в главном: невзирая на боль и разочарования, нужно верить в любовь – только она одна, светлая и великая, правит миром! И летит над морем, над пропойным, серым городишком безгрешная мечта Ассоль:

Я построю маяк до неба,
Я на небе зажгу звезду!
Чтоб где бы ты ни был,
И кем бы ты ни был,
Ты знал, что тебя я жду…

Роль главной героини в детстве исполняет не профессиональная актриса, а ученица школы искусств Ангелина Сабанчеева – обычная девочка с хрупким, почти детским голоском, но очень музыкальная, тонко чувствующая то, о чём поёт. Мог ли представить подобное волгоградский зритель – дуэт ведущего вокалиста театра с неискушённым ребёнком? Причём, на сцене это смотрится очень органично, а голоса исполнителей, как ни удивительно, сливаются в единое целое.

Отличительная черта этого спектакля, своеобразное новшество – активное участие детей. Это воспитанники известной волгоградской школы искусств «Воскресение», где вполне серьёзно преподаются вокал, сценическая речь, актёрское мастерство. Дети и поют, и исполняют роли, как настоящие актёры.

Вспомним сцену: Ассоль и группа детей на берегу моря. Мальчишки, дети тех же разуверившихся в жизни рыбаков из местной таверны, дразнят Ассоль, повторяя слова взрослых: одни называют её ангелом, другие – просто сумасшедшей. Она и эти мальчишки словно живут в разных мирах. И непонятно им, что эта девочка, увлечённая своей мечтой и столь не похожая на остальных, «умеет смотреть сквозь туман…»

Драматурги весьма заметно отошли от первоначального литературного материала, на основе которого написано либретто, позволили себе собственную интерпретацию темы. Артур Грей в повести Грина – капитан, красавец и романтик. В пьесе же он всего лишь хозяин небольшой шхуны. Его показывают в местном заведении «Маяк» – практически обыкновенном борделе. Грей банально напивается и совсем не похож на романтика. Но, увидев Ассоль, влюбляется и решает осуществить её мечту об алых парусах. Однако купить их, как это сделал герой Грина, даже для своей маленькой шхуны, он не в силах. Случай помогает ему – красное вино проливается на скатерть, оставив алый след. И тогда Грей решает выкупить у хозяйки ресторана оставшиеся бочки с красным вином, чтобы выкрасить им паруса.

Кстати, в либретто есть такая сцена: в одно прекрасное утро в море показывается маленькая шхуна с красными крашеными парусами. Люди на берегу начинают дико хохотать, показывая пальцами на Ассоль: и ты вот об этом мечтала, об этих линялых тряпках? В постановке нашего театра и образ Грея, и эта сцена выглядят не так жёстко. Всё-таки «Алые паруса» – символ мечты, и невозможно лишать зрителя этого романтического ощущения.

Спектакль волгоградского театра, по мнению постановщика, «ничего не повторяет, никого не копирует – у нас свои декорации, костюмы. В сценографии виден отход от прямой реалистичности. Обстановка, в которой происходит действие, показана достаточно лаконично».

И действительно, такой подход к оформлению действа соответствует самой его тональности. В основе декораций оригинальная находка – некая конструкция, напоминающая мост. Вращаясь на круге в центре сцены, он может трансформироваться в палубу фрегата, уголок ночного заведения и даже тюремную камеру. Выглядит весьма символично: возможно, это мост, уводящий героев куда-то в дальние дали, в недосягаемую мечту. Или это мост к маяку, на котором проводит свои дни Ассоль и который бережёт, как нечто сокровенное. За маяком море – герой и основной фон всего происходящего. С этого же моста спускается к Ассоль волшебник Эгль, чтобы сказать доброе слово, а в снах приходит к ней неведомый Грей – капитан фрегата с алыми парусами.

Смотришь новую премьеру, и невольно думаешь: благодаря чему всё-таки удаётся труппе воплощать на сцене различные по исторической принадлежности, не похожие друг на друга по эмоциональной окраске произведения? Видимо, причина, прежде всего, в самих исполнителях: многие из них просто универсалы. Например, Леонид Маркин: в «Дубровском» он Троекуров, в «Обыкновенном чуде» – Волшебник, в «Алых парусах» – Лонгрен. То есть совершенно разные характеры, но ему удаётся показать любого героя вполне убедительно.

Партию главной героини в двух составах труппы исполняют Валерия Головкина и Яна Савельева – каждая по-своему, но ярко и эмоционально. Артур Грей, конечно, Александр Куприн – ещё недавно начинающий артист, а сегодня один из ведущих солистов театра и дипломант международного конкурса. Невзирая на любые особенности либретто, Грей в исполнении Александра Куприна – настоящий капитан, влюблённый романтик, он красив и потрясающе обаятелен.

Безусловно, нашёл свой образ Андрей Жданов. Всегда респектабельный и ироничный, он довольно убедительно представил несколько не характерного для своего амплуа персонажа Меннерса – далёкого от доброжелательности, даже злобного хозяина таверны. Его сына Хина Меннерса блестяще исполнил Максим Сытин, каждым своим появлением на сцене срывавший аплодисменты зала. В роли хозяйки местного кабака – непривычно разбитная Виктория Миллер. Удивительно хороши и смиренный священник в исполнении Игоря Шумского, и красноречиво молчащий Александр Кутявин в роли завсегдатая ночного заведения.

В спектакле много музыки – хорошей, настоящей, которая обычно украшает произведения Максима Дунаевского. Она – главное действующее лицо, и чувствуется, с каким удовольствием оркестр под управлением Вадима Венедиктова исполняет эту музыку, подчёркивая особенности каждого персонажа, помогая ему выразить чувства, переживания героя. Главная тема Ассоль, перекликаясь с другими мелодиями, проходит через всё произведение, заполняя собой сцены и картины.

Дополняет ощущения, конечно, балет. Небольшая группа танцоров, занятых в спектакле, едва успевая менять костюмы, исполняет всё – от лирической композиции «Волны и ветер» до матросской пляски и эксцентричного «Варьете».

В мюзиклах, в отличие от классической оперетты, несколько другие отношения между персонажами, нет заданности безусловно благополучного финала, всё близко к действительности, построено на интригах и конфликтах. В реальной жизни не может быть без драматургии. И зрители относятся к происходящему на сцене иначе, чем в классической оперетте, переживают порой до слёз.

Таков мюзикл «Алые паруса» – очередной успех Волгоградского музыкального театра, подаривший зрителям мечту, веру в большую любовь и, может быть, умение «смотреть сквозь туман».

 

Автор Любовь Чернявская