Заслуженная артистска России Лада Семенова в спектакле КомедиантыЛада Семёнова: «Мне всегда нравилось выделяться»

Помню, как в ноябре прошлого года во время антракта бенефисного спектакля солистки Волгоградского музыкального театра заслуженной артистки России Лады Сёменовой некий представительного вида мужчина обронил своим друзьям: «Такой игры, как у Семёновой, не увидишь и в лучших московских театрах». Удивительно, но как все-таки  цепко засел в сознании большинства стереотип, что лучшие из лучших живут только в столице. Творчество Лады Семёновой доказывает – такое представление не всегда оправдано. Талантливая актриса, которая, кстати, живет в Центральном районе, блистает в спектаклях Волгоградского музыкального театра «Ханума», «Американская любовь», «За двумя зайцами», «Труффальдино в городе В…», «Комедианты», «Летучая мышь», а недавно ей выпал шанс показать себя уже не только в качестве актрисы, но и постановщика. Недавно Лада стала режиссером авторского концерта питерского композитора Марка Самойлова «Любовь всегда права», который 19 марта пройдет в Волгоградском музыкальном театре. С разговора о том, сколько шагов отделяет актерскую профессию от режиссерской, мы и начали нашу беседу.

Мыслить самостоятельно

- У каждого талантливого актера есть свои, срежиссированные только им находки в ролях. Один из самых знаменитых примеров, правда, не из театральной сферы, а из кинематографической, – это кадр из фильма «Красотка». Помните, когда главная героиня, перед поездкой в оперу протягивает руку к ювелирной коробке с ожерельем, Ричард Гир неожиданно захлопывает крышку. Такого хода в сценарии не было, его придумал сам актер и получилось забавно и весело.  У вас были актерско-режиссерские находки в своих ролях?
- Все режиссеры, с которыми я работала, отдавали мне на откуп мою роль. Откуда такое доверие? Наверное, просто видели мой потенциал. Конечно, в ходе работы вносились какие-то корректировки, но в основном я сама выстраивала все свои образы, поэтому мне легко было переключиться на режиссуру. Например, романс Прони из музыкальной комедии «За двумя зайцами», так любимый зрителями, я полностью выстраивала сама. Также мною был срежиссирован бенефисный спектакль «Американская любовь», где, по моей задумке, в первом отделении я играла с теми актерами, с которыми выходила в этой постановке 25 лет тому назад – в самом начале своей карьеры, а во втором отделении уже работала с молодым поколением артистов.
- Но, сколь бы ни был человек талантлив, самоучка вряд ли станет режиссером...
- Вы правы. Для этого я и заканчиваю режиссерское отделение в институте культуре и надеюсь, воплощу свою мечту – ставить яркие и красочные музыкальные спектакли.
- Сейчас вы заняты над постановкой авторского вечера одного из самых известных отечественных композиторов, произведения которого идут практически во всех музыкальных театрах России. Как работается с такими маститыми представителями театрального мира, как композитор Самойлов и режиссер Дементьева?
- Наверное, это общеизвестный факт: чем человек значимей, тем он проще в общении. Я помню, что Марк Самойлович приезжал в Волгоград больше 25 лет тому назад во время работы над постановкой «Страсти святого Микаэля». Я тогда еще пела в хоре. Но он меня запомнил, и в последующие его посещения, когда я была уже солисткой, говорил мне: «А, Ладочка, привет, привет». Это очень приятно слышать от человека, у которого проходит такой калейдоскоп лиц – ведь он, как правильно вы заметили, работает со многими российскими театрами.
- Конечно, всех секретов, что ждет нас на авторском концерте раскрывать не стоит, но хоть приоткройте – что мы увидим на концерте?
- Он будет состоять из отрывков тех произведений Марка Самойлова, которые идут на сцене нашего театра: «Комедианты» и «Небесный тихоход». Кроме того, в программу вошли три новых номера, а какие именно – сюрприз, о котором узнают те, кто придет на концерт 19 марта.

Платок для миллионерши

- Может, задам неожиданный вопрос, но всегда интересовало: почему,  когда мы говорим о режиссуре, то в основном имеем в виду манеру и жесты героев, но ведь образ еще выстраивается и посредством театрального костюма. Приходилось ли и здесь выступать, в качестве режиссера?
- Первое, что приходит это эксперименты с костюмом донны Розы из «Здрасьте…, я ваша тетя!». По задумке художника богатая тетушка должны быть на сцене в белоснежной шляпе, по стилю напоминающий мужской головной убор 20-х годов. Но я смогла убедить постановщиков изменить костюмное решение и теперь всегда выхожу, когда играю эту роль, в красиво накрученном алом платке. Мне казалось, что миллионерша из Бразилии должна выглядеть именно так – экстравагантно и броско.
- А  в обычной жизни подобные головные уборы любите носить?
- Да. Особенно люблю платок леопардовой расцветки. Вообще, экспериментировать со своими туалетами начала еще с юности. Когда мне было лет 17, зимой, вместо шапки, я наматывала на голову мамин красный мохеровый шарф, который в то время был очень модным аксессуаром. Наверное, со стороны мой наряд выглядел довольно смело: красные сапоги на «манке», шуба рыжего цвета, на голове мохеровый красный тюрбан, из которого сбоку выглядывал лихо заломленный веер из бахромы. Но мне это ужасно нравилось. Вообще, я всегда любила выделяться.

Прогулка после бала

- Лада, одна из ваших последних ролей – княгиня Орловская в «Летучей мыши». Каково быть светской женщиной, живя в наше время, когда надо успеть в супермаркет забежать, суп приготовить, уроки проверить у ребенка?
- Я умею разграничить театр и семью, поэтому одно с другим не совмещаю, а что касается роли Орловской, то я от нее в восторге. Она не только эффектная дама в сказочно красивом платье и маске, но еще и хозяйка бала, умело руководящая своим светским «мероприятием», и женщина-магнит, притягивающая взгляды. Получаешь несказанное удовольствие от ощущения, что я вся как энергетический комок.
- А после работы, когда отыграна репетиция или закончен спектакль, есть какой-то ритуал психологического настроя на обычную жизнь?
- Я живу в Центральном районе, и хотя до дома можно добраться общественным транспортом, люблю возвращаться пешком. Иду по Аллее Героев, а потом, поворачивая на Комсомольскую, анализирую, как прошел мой день, подвожу какие-то итоги. Если мой путь идет по другому маршруту – по улице Чуйкова, то, как правило, вспоминается, что когда мои сыновья были маленькие, я катала их здесь в коляске. Домой всегда тороплюсь, потому что там меня ждут мои любимые дети и обожаемая собака – терьер по кличке Сильва, которой 1 марта исполнился годик. Удивлены» Ну а как, скажите, еще могут звать терьера актрисы?!

Наталья Журбина
фото автора