Фото из архива Елены КочетковойВыбравшие пуанты

Родители, отдавая ребенка в балетную студию, должны знать, что про булочки, пирожки и блины их чадам надо забыть!

Искусство классического балета, благодаря своей невероятной красоте, притягивает, как самый сильный магнит. Звезды балетного мира популярны не меньше своих коллег по шоу-бизнесу, а где-то даже выше, потому что красота тела и грация движений никого не оставляет равнодушными. Поэтому танцовщиков и балерин часто снимают в рекламах, они становятся участниками шоу-программ, являются персонажами светских хроник. А уж сколько снято фильмов, где главным героем стал Его Величество Балет, и вовсе не сосчитать. Начинается вся эта поэзия с прозы жизни, когда родители впервые приводят ребенка в балетную студию. Например, в такую, как балетная студия Волгоградского музыкального театра, которая воспитала многих артистов балета, выступающих как на сцене музтеатра, так и многих других театров России.

Выпускники балетной студии - Владимир Осетров, Светлана Яковлева, Анастасия Арефина, Алексей Жидков, Анастасия Колявкина, Анастасия Лапко и Татьяна Андреева – сегодня блистают на сцене Волгоградского музыкального театра. Молодые артисты балета заняты во многих репертуарных постановках театра: от детского мюзикла «Ох уж этот Бармалей!» до масштабного спектакля «Бенефис балета».

Оберегая нежный организм

Скоро, с середины августа, с начала сентября, начнется набор ребят во многие кружки дополнительного образования. С этого же времени начнет работать и приемная комиссия и в балетной студии Волгоградского музыкального театра. В последнее время ее преподаватели столкнулись с новым веянием – родители приводят детей самого нежнейшего возраста. Конечно, занятия в некоторых кружках могут послужить ребенку добрую службу в его развитии, но к многочасовым репетициям в балетной студии это не относится. Здесь идеально подходит известная формулировка: «Всему свое время».

- Были случаи, когда к нам обращались мамочки с просьбой посмотреть их чад на предмет хореографических способностей, в то время как их детям не исполнилось и 3-х лет, - вспоминает балетмейстер-постановщик и руководитель балетной студии Волгоградского музыкального театра Елена Кочеткова. – Я сразу же отвечаю: «Сначала подрастите». Одно дело – водить хороводы, разучивать полечку и другие детские танцы, которые помогут правильно сформировать осанку, укрепить позвоночник, развить суставы. Другое дело – серьезные занятия хореографией. Существуют определенные этапы формирования скелета, мышц и связок и ставить шести-семилетнюю девочку на пуанты – ни в коем случае нельзя! Также нельзя чтобы маленький ребенок долго стоял у балетного станка, потому как это является большой нагрузкой на позвоночный столб. Поэтому серьезные занятия хореографией, направленные на получение профессиональных навыков, можно начинать с 9-10 лет, а в трехлетнем возрасте лучше ставить ребенку классическую музыку, тем самым прививая ему хороший вкус.

Стаж Елены Александровны Кочетковой в «хореографической отрасли» составляет 40 лет, поэтому, конечно, она знает, о чем говорит. Из них больше половина выпала на преподавательскую работу, а до этого была учеба в Бакинском хореографическом училище и поступление в 70-е годы на сцену Азербайджанского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. Ф. Ахундова.

Тем не менее, в балетные студии принимаются дети с 7 лет, но и группа у начинающих называется так, что отражает ее безобидную суть – «подготовительная». С 7 до 9 лет детки занимаются ритмикой, гимнастикой, танцем, и преподаватели пока их не нагружают фуэте и батманами. Но даже в облегченной версии отсеиваются многие. Но это норма для балетных групп всех возрастов. Нередко из первоначально набранных 60 человек к выпуску доходит человека 4.

Пропорции Кшесинской в прошлом

Помимо соответствующего возраста для приема в балетную студию ребенок должен обладать целым комплектом особых физических данных, многие из которых интересны только классическому балету.

Самое первое, на что при отборе обращается внимание, так это на пропорции. Интересно проследить то, как меняется мода на балетную внешность. Если воспетая в конце XIX века балерина Матильда Кшесинская вышла бы, даже в самой своей лучшей форме, на современную сцену, вряд ли бы ей сопутствовал прежний успех. За век «с хвостиком» изменилась анатомия человека – как утверждают ученые мы стали значительно выше своих недалеких предков, поменялась и мода на внешность. Миниатюрные, коротконогие, с фигурой в форме песочных часов, доведенных до гротеска, когда объем талии приравнивался чуть ли не к объему шеи, а бедра, наоборот, были чрезмерно пышными – сейчас не в моде.

Фото из архива Елены КочетковойУ артистки балета нашего времени должны быть длинные ноги, пластичные руки, аккуратное туловище, лебединая шея, маленькая головка и приятные черты лица.

- Далее мы обращаем внимание на выворотность, - продолжает Елена Александровна. – Под этим понятием подразумевается способность суставов, сухожилий и связок быть пластичными. Учитывается растяжка, музыкальные данные – слух и ритм, а также выразительность. Это предполагает, что ребенок должен быть не скованным, а открытым для общения. И, конечно же, мы смотрим на то, как ребенок может делать прыжок – способность резко толкаться, высоко отрываясь от пола и мягко приземляться. Для мальчиков также важно крепкое телосложение, потому как в дальнейшем им придется делать поддержки.

Пышечки не котируются

В случае если на приемную комиссию приводят хоть и способную девочку, но имеющую проблемы с весом, пышечке не светит постигать таинства классического балета. Родителям советуют, мол, не стоит травмировать детскую психику, а лучше найдите другой коллектив, в котором ребенок занимался для собственного удовольствия, потому как студия создана для взращивания балетных кадров, а не для проведения досуга. Пусть жестко, зато честно, потому как балетное искусство не предполагает сантиментов – слишком уж оно сурово.

- У всех обучающихся – строгая диета, - подчеркнула Елена Кочеткова. - Конечно, бывает, что я случайно, в коридоре театра, вижу свою воспитанницу, кушающую печеный пирожок. Поверьте, замечание сделаю обязательно. В балете надо забыть про плюшки, блины, булочки и пирожки. Это не значит, что придется полностью отказываться от хлеба – он полезен, но желательно есть тот, который испечен дома. В диету вписываются и такие продукты, как мясо и сыр.

Конечно же, нельзя забывать о режиме питания – после 18.00 на холодильник надо вешать воображаемый амбарный замок.

- Нельзя сказать, что лишний вес является какой-то проблемой в балетной студии, - замечает Елена Александровна. - Тем детям, которые серьезно относятся к своему увлечению, им не составляет труда разумно ограничивать себя в еде.

Уметь встать «на пятачок»

Прежде мы уже начали говорить о дифференциации групп балетной студии, остановившись на «подготовительной». Далее, с 9 лет идет младший класс. Здесь ребяткам преподают классический танец, историко-бытовой танец и добавляются элементы народно-сценического танца. С этого времени девочки начинают привыкать к специальной балетной обуви, без которой немыслим классический балет и с которой он четко ассоциируется – пуанты. По традиции, в конце урока классического танца, воспитанницы одевают пуанты и учатся самым элементарным вещам - просто на них стоять. Кто-то может возразить: «Да что это за наука такая – подумаешь, встать на пальцы! Велика важность». Не скажите – можно подняться, не выгнув стопы, а надо уметь встать правильно, выражаясь балетным языком, «встать «на пятачок». Каждого ребенка преподаватель проверяет и проверяет, иначе неправильная постановка грозит деформациями стоп, вывихами и растяжениями.

Контрольный урок в студии ВМТ- Надеть балетную пачку и обуть пуанты – это еще не значит сразу же превратиться в балерину, - замечает Елена Александровна. - Существует огромное количество пуант и среди них есть пуанты для начинающих, которые как раз подходят для девочек 9-10 лет. Эта обувь более мягкая, без жесткой стельки, потому как с последней может справиться только тренированная стопа.

Виды пуант зависят и от ширины стопы, и высоты подъема, и длины пальцев, а учитывая их недешевую цену, перед приобретением обновки необходима консультация преподавателя.

Подготовив стопу и приучив ее к «спецобуви» в младших классах, в двух последующих классах – среднем и старшем – девочки работают в пуантах, или как говорят в балете – «на пальцах», всю прыжковую часть урока. Упражнение тяжелое – а кто говорил, что в балете легко?

В плену родительских иллюзий

Красивые фотосъемки балета и шикарные костюмированные фильмы с участием балетных звезд сделали свое дело. Как отмечают педагоги балетной студии: сейчас многие родители хотели бы видеть свое чадо, особенно если девочек, постигающих премудрости хореографического искусства. Нередко мамочки, приводя на первые занятия своих крох, тут же интересуются – а станут ли их ребята выдающимися артистами? Парадоксальность ситуации в том, что родители, несмотря на восхищение балетом, не считают его подходящей профессией для своего ребенка. Бывают случаи, когда воспитанники балетной студии, несмотря на успехи, вынуждены уходить, потому что родные считают, что ребенку лучше в дальнейшем стать юристом-программистом-экономистом, чем танцевать на сцене. Но были и моменты, когда преподаватели талантливых в хореографическом плане детей переубеждали их родных.

- Здесь очень важно внимание родителей, чтобы они не просто отдали ребенка в кружок и забыли об этом факте, а постоянно наблюдали и подогревали интерес к его учебе, - считает педагог со стажем Елена Кочеткова. – Если видите, что у ребенка получается, он втягивается в процесс и «проникает» в хореографию, тогда очень важно определиться, что же вы хотите в итоге получить?

О танцах для собственного удовольствия уже в средних классах стоит забыть – с этого времени там начинается настоящая пахота. Но если родные видят и понимают: балет – это будущая профессиональная судьба их чада, тогда пойдет речь совсем о другой истории. Истории тяжелого труда, самодисциплины и успеха.

Из прошлого

Артистка балета Сталинградского областного театра музыкальной комедииСо дня основания Сталинградского областного театра музыкальной комедии (а это произошло без малого 80 лет тому назад), пожалуй, не было ни одного спектакля, в котором бы не принимали участие артисты балета: будь то «Свадьба в Малиновке» Александрова или «Продавец птиц» Целлера.

Интересный факт из жизни балета сталинградской музкомедии. Когда труппа Сталинградского театра музкомедии в 1945 году вернулась после эвакуации из Омска в Сталинград, обнаружилось, что им негде играть. От прежнего здания театра остались одни руины. Их приютил Сталинградский тракторный завод. Для показа спектаклей было переоборудовано здание литейного цеха при фабрично-заводском училище – ФЗУ.

Балет «Бахчисарайский фонтан»Постепенно рабочие СТЗ стали считать театр чем-то вроде цеха. Сюда они приходили во время обыденного перерыва на репетиции, сделали импровизированную гримуборную и даже приняли участие в подготовке первой послевоенной премьеры балета «Бахчисарайский фонтан», показанной в 1947 году. Рабочие тракторного сами изготовили весь «металлический» реквизит для спектакля – от элементов декорации до аксессуаров героев: кинжалов, кольчуг, браслетов. Так что, когда тракторостроители смотрели балет, то не без гордости могли сказать: «Без моего труда этот спектакль не был бы таким зрелищным».

Наталья Журбина

Фотографии предоставлены из фондов МУК «Волгоградский музыкальный театр» и фотоархива балетмейстера-постановщика и руководителя балетной студии Волгоградского музыкального театра Елены Кочетковой