В Волгограде лучший Владимир Дубровский России

Один из новых российских мюзиклов по классическому литературному произведению поставлен в Волгоградском музыкальном театре. Его автор – композитор Ким Брейтбург, продюсер телепроектов «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров» и многих других.

Мюзикл «Дубровский» по мотивам хрестоматийной повести Пушкина – это история «русского Робин Гуда», знакомая всем еще со школы. Герои много поют и пляшут. Авантюрный сюжет о вражде и любви в провинциальных барских усадьбах подан в современном ключе. В музыке явственно слышны отголоски этно и диско, сегодняшние ритмы, порой жесткие. Но есть и старый добрый романс!

Ожидалось, что продюсировать новый мюзикл будет не кто иной, как сам автор, о чем «Грани культуры» ранее писали. Но этого не случилось, театр взял эту задачу на себя и справился с ней блестяще. Прошло уже три премьерных спектакля, и неизменно они вызывают восторг публики. Зрители в финале благодарят исполнителей овациями, долго не отпуская актеров и музыкантов.

Либретто спектакля не вполне совпадает с пушкинской повестью. Несколько другие акценты поставлены в финале, новые черты приобрели некоторые персонажи, вроде старой няни, которая превратилась в агрессивную разбойницу Егоровну.

– Люблю эту пушкинскую повесть, но невозможно в двухчасовой спектакль вместить ее всю и в точности, какие-то сюжетные линии и персонажи неизбежно уходят, а что-то приходится усиливать, – объяснил спецкору «ГК» свой замысел драматург, автор либретто Карен Кавалерян. – Честно говоря, изначально я «убил» Машу, потому что погибает всегда самый невинный. По моей версии, ей досталась пуля, предназначенная Дубровскому. Однако ни один из шести режиссеров, ставивших мюзикл, не захотел губить бедную девушку. Дополнительно насыщена роль народного бунта. Эта разрушительная стихия стала фатальной для романтических отношений главных героев. А вообще в ход пошел весь Пушкин. Из одного вещества сделаны Маша Троекурова и Татьяна Ларина, была описана классиком и страшная история пугачевской войны.

Пришлось ввести образ Рассказчика в исполнении Андрея Жданова, который ведет повествование и заполняет «пропущенные места» сюжета. Действие развивается супердинамично, так что у зрителя нет времени скучать, но в то же время актерам не дали психологической основы для развития отношений героев. Например, про любовь Дубровского и Маши мы узнаем внезапно. Хотя, конечно, все помнят, как там оно было у Пушкина: Дубровский увидел красавицу, гуляющую в саду, влюбился в дочь своего недруга и потому не трогал его поместье, а затем, воспользовавшись случаем, проник туда под видом француза Дефоржа.

Покоряет воодушевление, с кото- рым работают все артисты. Прекрасны и выразительны солисты. Валерия Головкина (Маша Троекурова) прониклась горькой судьбою своей героини и наполнила образ проникновенными интонациями. Нежная и любящая девушка, которая восстает против самодура-отца, – именно такая Маша во втором акте, когда за- являет Троекурову в глаза: «Ну тогда я найду себе защитника!»

Исполнителю роли Владимира Дубровского Александру Куприну столько же лет, сколько и его герою, – 23. Все, кто его видел в этой роли, отмечали идеальное совпадение и по внешним данным, и по темпераменту, и по внутреннему пониманию этого персонажа – благородного и гордого человека, оскорбленного в лучших чувствах, но способного на искреннюю любовь.

«У вас лучший Дубровский в России», – восхитился Карен Кавалерян. И мы с ним согласны!

Несмотря на сюжетную скороговорку, Максим Сытин – Архип и Леонид Маркин – Троекуров создали цельные образы народного бунтаря и барина-самодура, а Роман Байлов в короткую партию князя Верейского вложил целую судьбу, безусловно оправдывая своего персонажа и наделив его решительным и цельным характером.

Хотя в первых сценах массовка (гости Троекурова) была несколько статичной, затем балет и хор очень хороши, когда они в дыму и алом «пламени» изображают русский бунт, бессмысленный и беспощадный, грозно потрясая топорами и вилами.

Художник по костюмам Ирина Елистратова одела артистов в интересные и стильные костюмы. А художник-сценограф Алексей Михальчев создал в условных и лаконичных декорациях целый мир ассоциаций. «Стволы» кистеневского леса (спущенные сверху узкие длинные полотнища) превращались в веревки от колоколов, с помощью которых бьют в набат, – метафора «гроздьев гнева». Лишь намечены контуры беседки в саду, колонн барского дома. Зато световых эффектов и ярких сполохов было достаточно, чтобы напомнить – идет мюзикл.

Спектакль зрелищный и многонаселенный – основных и эпизодических действующих лиц в нем 19, не считая хора и балета. Все сложилось воедино – актерский ансамбль, музыка, современные визуальные эффекты. Остается поздравить театр с удачей!

 

Юлия ГРЕЧУХИНА